Календарь
Чтобы получать новые статьи сайта на свой e-mail

Иудеи.

Тайна раскрыта.

Путин о Русских.

Демократы и жиды.

Календарь Святая Русь


Издательство Русская Идея




Сайт
Мама, не делай аборт!

О НЕРАЗУМНОЙ РЕВНОСТИ И РАСКОЛАХ (3 часть)

О НЕРАЗУМНОЙ РЕВНОСТИ И РАСКОЛАХ. (Часть третья).

ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ В ЗАЩИТУ БЛАГОДАТНОСТИ ТАИНСТВ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В двух предыдущих беседах мы с вами говорили об узости и опасности пути, ведущего в Горний Иерусалим, а также рассмотрели вопрос о неразумной ревности, горячности и ее последствиях в вопросах церковных. Теперь приведем аргументы в защиту нашей позиции, за которую мне часто приходится терпеть укоризны и обвинения в «лояльности» к еретикам и, якобы, «нерешительности и двойственности» этой позиции.

Для начала хотелось бы сказать, что в Церкви Христовой не имеет права на существование вообще никакое личное мнение или желание. Его не может быть просто по природе самой Церкви, как Единого Богочеловеческого организма, душой которого, по словам святых отцов, является Сам Дух Святый – Дух Истины. Задача и смысл всего существования человека в Церкви – это сообразование всех своих мыслей и желаний с мыслями и желаниями Пресвятой Троицы. Поэтому мы должны рассматривать и принимать не то, что думают и хотят патриарх Кирилл, или иерей Георгий Максимов, или иерей Алексей Мороз, или Дмитрий Задорнов, или я и т.д., а то, что говорит и желает Дух Святый.

Захотелось монаху Варсанофию ни с того ни с чего, чтобы у еретиков совершались Таинства, и начал он говорить такие «глупости»? Захотелось более «правым» ревнителям: отцу Алексею Морозу, иеромонаху Гавриилу Кондрашеву или Дмитрию Задорнову чтобы Таинства у еретиков, еще не осужденных соборным разумом, перестали совершаться, и они «перестали совершаться»? Но так как для любого здравомыслящего человека понятно, что два противоположных мнения не могут быть одновременно правильными, то НАМ С ВАМИ И ПРЕДСТОИТ УЗНАТЬ, КАКОЕ ЖЕ ИЗ ЭТИХ ДВУХ МНЕНИЙ СООТВЕТСВУЕТ МНЕНИЮ И ПОВЕЛЕНИЮ СВЯТАГО ДУХА.

Всем нам понятно, что воля Святаго Духа, а с Ним и всей Нераздельной Троицы, выражается в Священном Писании и Священном Предании Церкви, постановлениях святых Вселенских и Поместных Соборов, а также в преобладающем мнении святых отцов, так называемом «consensus patrum».

И еще хотелось бы подчеркнуть, что в православном богословии, в отличие от римского, и тем более протестантского, нет и не может быть в принципе никаких противоречий. Есть догматы и откровения человеку от Бога, которые невозможно изъяснить во всей их полноте человеческими словами, например единосущность и нераздельность Святой Троицы или образ неслитного соединения двух природ во Христе. НО ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВИИ ПРОСТО НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Поэтому, наличие прямого противоречия в чьих бы то ни было мнениях или утверждениях говорит о том, что эти мнения или утверждения – ошибочны.

Совершив первоначально только одну какую-нибудь ошибку, незаметно для себя самого человек становится на неправильную дорогу и по логической цепочке делает другие ошибочные выводы. Если бы не было той первой ошибки, то вся его логическая цепочка была бы правильной. Он «справедливо» удивляется и порой негодует почему же ему не верят и не слушают его другие.

Отсюда и начнем. ПЕРВЫЙ ПОСТУЛАТ уклонившихся «вправо»: У ЕРЕТИКОВ ТАИНСТВА НЕ СОВЕРШАЮТСЯ. У еретиков, осужденных Собором епископов, «таинства» действительно НЕ СОВЕРШАЮТСЯ. Например: у несториан, монофизитов, латинян или протестантов. Но у получивших благодать епископства или священства через законное возложение епископских рук И ВПОСЛЕДСТВИИ уклонившихся в ересь и проповедующих ересь, но пока еще не осужденных Собором епископов, Таинства совершаются вплоть до соборного извержения их из священного сана.

ВТОРОЙ ПОСТУЛАТ «правых» вытекает напрямую из первого. В полемике, отвечающей на предыдущее наше утверждение (ниже мы увидим, что это не наше, а святоотеческое утверждение), «правые», которые по словам свт. Григория Богослова «хотят быть правее правого», говорят: СВЯТЫЕ ОТЦЫ НЕ РАЗЛИЧАЛИ ЕРЕТИКОВ, ОСУЖДЕННЫХ СОБОРОМ ОТ ЕЩЕ НЕ ОСУЖДЕННЫХ.

ВОТ ЗДЕСЬ-ТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ОШИБКА «ПРАВЫХ». Это и есть точка «съезда» не на ту дорогу. Если принять этот их постулат, то они правы: патриархи Кирилл и Варфоломей такие же еретики, как несториане, монофизиты, папа Римский или протестанты. Соответственно, по логической цепочке, все, находящиеся в евхаристическом общении с ними, сами становятся еретиками (за одно поминовение их), лишаются благодати Святаго Духа, то есть Миропомазания, а священники – благодати Священства и, естественно, Таинства у них не совершаются.

И это, дорогие братья и сестры, «правые» говорят О ВСЕЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ, О ВСЕХ ПАТРИАРХАТАХ. То есть, ни много ни мало, «Церковь», по их мнению – это ТОЛЬКО ОНИ (несколько сот, или может быть, две, три тысячи человек).

Здесь я приведу свой, как я его называю «народный» аргумент. Почему народный? Этот аргумент, конечно, не обладает канонической силой, но он зачастую действует весьма отрезвляюще на колеблющихся или еще не утвердившихся в своем заблуждении.

Как мы сказали, «правые» говорят, что ВСЯ ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ отпала от истины, впала в ересь, лишилась благодати Святаго Духа и теперь ОНИ, «ПРАВЫЕ» ТОЛЬКО И ЕСТЬ ТА САМАЯ ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, КОТОРУЮ НЕ ОДОЛЕЮТ ВРАТА АДА!

То есть: В Троице-Сергиевой Лавре у мощей прп. Сергия, в Киево-Печерской Лавре у мощей прпп. Антония и Феодосия, в Почаевской Лавре у мощей прп. Иова, в Дивеево у мощей прп. Серафима Саровского (и внутри «канавки», тоже), в Иерусалиме на Гробе Господнем, не Святой Горе Афон – ВЕЗДЕ СЛУЖАТ ЕРЕТИКИ И ВЕЗДЕ ТАИНСТВА НЕ СОВЕРШАЮТСЯ? НЕ СЛАБО, ПРАВДА?

Когда я привел этот аргумент одной сестре во Христе, уклонившейся «вправо» и попавшей под влияние иеросхимонаха Даниила Филиппова, пытаясь ее остановить от скольжения в раскол, она просто разразилась невероятной грязной хулой на лаврских отцов монахов и на дивеевских матушек, что показало, каким духом бывают водимы такие заблудшие «ревнители». Я не хочу их осуждать. Мне их жалко так же, как и других, теплохладных и равнодушных в вере братьев и сестер во Христе, которые уцепились за «слепое», «глухое», «немое» и безрассудное «послушание» священноначалию, «страха ради архиерейска».

Но в этом, как я назвал его «народном» неканоническом аргументе есть один ПЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ФАКТ, доказывающий, что во Вселенской Церкви Благодать Святаго Духа сохраняется и Таинства ее действительны. В Великую Субботу БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ сходит не в каком-нибудь «сверхправильном» греческом зилотском «синоде» и не у наших «истинных православных христиан» или «катакомбников». Он сходит также не у отца Алексея Мороза, или Даниила Филиппова, или Гавриила Кондрашева, или других священников, говорящих о безблагодатности таинств во Вселенской Церкви.

Но СХОДИТ БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ НА ГРОБЕ ГОСПОДНЕМ, В ИЕРУСАЛИМСКОМ ПАТРИАРХАТЕ ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. А то, что сойти у еретиков он не может, мы все с вами прекрасно знаем. Рассеченная колонна – тому свидетель. Захватили еретики силой Гроб Господень и сошел благодатный огонь не в кувуклии, а там, где стояли православные. Два моих близко знакомых монаха святогорца в прошедшую Великую Субботу были на Гробе Господнем и лично видели сошествие Благодатного огня. Один из них был близко к кувуклии и когда до него дошел Благодатный огонь, он им «умывался». При этом его волосы и борода ничуть не опалились (на значительном расстоянии от кувуклии, когда огонь начинает обжигать, у некоторых смельчаков монахов и священников борода вспыхивает).

Теперь давайте рассмотрим уже чисто канонические и святоотеческие свидетельства того, что у проповедующих ересь, но еще не осужденных Собором епископов таинства совершаются до их соборного извержения из сана.

На 7 Вселенском Соборе встал вопрос о том, как принимать еретиков иконоборцев, с правом ли священства и в сущем ли сане? Рассмотрели целый ряд правил: 1) Апостольское – 51; 2) Никейское – 9; 3) Ефесское – 3(2,4); 4) свт. Василия Великого к Амфилохию – 188; свт. Василия Великого письмо – 251, 263, 99, 240; 5) Ефесского Собора о мессалианах; 6) свт. Кирилла Александрийского письмо – 57, 56; 7) свт. Афанасия «к Руфиниану»; 8) примеры из «истории Сократа, Феодора чтеца, из Деяний Халкидонского Собора, из жития св. Саввы – о приеме поставленных в священство еретиков.

Ряд святоотеческих мнений и исторических аналогий говорил в пользу «икономии». Так, свт. Василий Великий считал справедливым еретиков энкратитов при приеме в Православие перекрещивать, но не желал отпугивать их этим от Церкви и также не возражал против тех случаев, когда некоторые энкратиты были уже приняты в сущем епископском сане. Третий Вселенский Собор постановил принимать еретиков мессалиан в сущем сане. Свт. Кирилл Александрийский, один из ревностнейших борцов за чистоту веры, советовал не очень придираться к кающимся несторианам, «ибо, – по его словам, – дело нуждается в великой икономии».

Более ревностные студийские монахи предложили к рассмотрению письмо свт. Афанасия Великого «к Руфиниану», где излагалась практика Александрийского Собора 362 года по отношению к арианским клирикам: «предстоятелей нечестия» прощать, но не давать им места в клире, «а завлеченных нуждой и насилием» прощать и допускать в клир. Как мы видим, здесь речь идет о допущении или не допущении к священнослужению, но нет и тени намека о недействительности таинства священства у проповедников и сторонников ереси. Были приведены еще примеры приема еретиков в сущем сане; Маркел Анкирский; на 4 Вселенском Соборе – Ювеналий Иерусалимский, Фаласий Кесарие-Каппадокийский, Евсевий Анкирский, Евстафий Веритский.

Сразу хочу забежать вперед. Предвидя, возможные возражения против этого аргумента, скажу сам, что при желании можно возразить и привести пример, что принимаемые даже из ереси, уже осужденной Соборами, как например латинская ересь, принимаются зачастую «по икономии» в сущем сане. В таком случае Таинство совершается (или как некоторые говорят – восполняется) не у еретиков, а при присоединении еретиков к Единой Кафолической Церкви. ТО ЕСТЬ – В МОМЕНТ ИХ ПОКАЯНИЯ. Поэтому, прием в сущем сане еретиков не является неопровержимым доказательством того, что таинства у еще не осужденных соборным разумом еретиков совершаются. Полностью согласен. Но следующий аргумент является ПРОСТО НЕОПРОВЕРЖИМЫМ ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ совершения таинств.

При рассмотрении приема еретиков иконоборцев НА 7 ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ БЫЛА, НЕСОМНЕННО, ПРИЗНАНА ХИРОТОНИЯ ЕЩЕ НЕ ОСУЖДЕННЫХ ЕРЕТИКОВ. Были приведены примеры: священномученик МЕЛЕТИЙ АНТИОХИЙСКИЙ (друг свт. Василия Великого) БЫЛ ХИРОТОНИСАН АРИАНАМИ; святитель КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ – БЫЛ РУКОПОЛОЖЕН также Акакием Кесарийским и Патрофилом Скифопольским, ЯРОСТНЫМИ АРИАНАМИ (с которыми свт. Василий Великий не был в евхаристическом общении); святитель АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ – БЫЛ РУКОПОЛОЖЕН ЕРЕТИКОМ ДИОСКОРОМ; ИОАНН ИЕРУСАЛИМСКИЙ – СЕВЕРИАНАМИ; БОЛЬШИНСТВО ОТЦОВ 6-ГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА – МОНОФЕЛИТАМИ.

Вот этот аргумент мне пока еще не один из «правых» ревнителей не смог опровергнуть. Да это и просто невозможно по сути. ЛИБО НАДО ПРИЗНАТЬ, ЧТО ТАИНСТВА У ЕЩЕ НЕ ОСУЖДЕННЫХ ПРОПОВЕДНИКОВ ЕРЕСИ СОВЕРШАЮТСЯ, ЛИБО, ЧТО ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЕПИСКОПАМИ А, СЛЕДОВАТЕЛЬНО И СВЯТИТЕЛЯМИ что, несомненно, является хулой на Церковь Божию, прославляющую их как святителей. И если можно предположить, что хиротония самих еретиков, обратившихся из ереси, была «восполнена» при их присоединении к Православию, то в этом случае НИКАКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПРОСТО НЕ БЫЛО, потому что не было их «выпадения» из Церкви. Соответственно, ХИРОТОНИЯ У ЕРЕТИКОВ, ЕЩЕ НЕ ОСУЖДЕННЫХ СОБОРОМ, БЕЗ ВСЯКИХ СОМНЕНИЙ ПРИЗНАЕТСЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ.

Теперь приведем два конкретных и ясных святоотеческих изречения на этот счет. ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ во втором примечании к толкованию 3-го Апостольского Правила в Педалионе ясно говорит, что если не было низложения сана собором, то Таинства совершаются.

…»Однако ЕСЛИ СОБОР НЕ СОВЕРШИТ НА ПРАКТИКЕ НИЗЛОЖЕНИЕ САНА СВЯЩЕННИКОВ, ИЛИ ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ, ИЛИ АНАФЕМАТСТВОВАНИЕ МИРЯН, ИЕРЕИ ЭТИ И МИРЯНЕ НЕ ИЗВЕРЖЕННЫ ИЗ САНА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, НЕ ОТЛУЧЕНЫ ОТ ЦЕРКВИ И НЕ АНАФЕМАТСТВОВАННЫ. Подсудны, однако, здесь к низложению сана, отлучению от Церкви, анафематствованию, а там — на суд Божий. Поэтому МНОГО СОГРЕШАЮТ ТЕ НЕСМЫСЛЕННЫЕ, ГОВОРЯЩИЕ ЧТО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВСЕ, КТО РУКОПОЛОЖЕН НЕКАНОНИЧНО, В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НЕ РУКОПОЛОЖЕНЫ. Тем, кто говорит такое, просто нравится осуждать всё священное, и они не понимают, что ПОВЕЛЕНИЯ КАНОНОВ, ЕСЛИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ПРАКТИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ВТОРОГО ЛИЦА, ТО ЕСТЬ СОБОРА, НЕ ДЕЙСТВУЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО И ДО СУДА НЕ СОВЕРШАЮТСЯ САМИ СОБОЙ.

Сами Божественные Апостолы нам показывают в 46-м Правиле, что НЕ ИЗВЕРГАЕТСЯ ИЗ САНА АВТОМАТИЧЕСКИ ЕПИСКОП ИЛИ ПРЕСВИТЕР, принимающий крещение еретиков, НО ДАЁТСЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ, ЧТОБЫ БЫЛИ СУДИМЫ, И ЕСЛИ БУДЕТ ДОКАЗАНА ВИНА, ПУСТЬ БУДЕТ ЛИШЕН СВЯЩЕНСТВА, ТАК ПОВЕЛЕВАЕМ».

Здесь хотелось бы подчеркнуть эту святоотеческую мысль. Сейчас часто не только со стороны «правых», но и в нашей среде умеренных ревнителей часто слышишь и видишь на страницах интернета такое понятие, как «автоанафема». Здесь, преподобный Никодим Святогорец четко и ясно говорит, что «автоанафемы» в том смысле, какой ей придают сейчас многие, ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Они не придают значения в архиерейской и иерейской присяге частице — «ДА»; «да лишен буду », «да осужден буду». То есть: «я должен быть осужден, пусть я буду осужден, я согласен с этим, если я буду проповедывать ересь». Но это не значит, что он автоматически уже осужден с момента начала проповеди ереси. И подавляющее большинство канонов, за редчайшим исключением, содержит в себе эту частицу «ДА». Это означает, что должен произойти церковный суд и человек должен быть осужден за данное церковное преступление. Но пока церковный суд не произошел, никакая «автоанафема» не действует. ЕЕ ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ В ПРИРОДЕ.

Другой святой, ПРЕПОДОБНЫЙ НИКОДИМ (МИЛАШ) в своем толковании на 4-е правило Антиохийского Собора ясно и четко говорит: «ЕСЛИ ЕПИСКОП НАЧНЕТ ПРОПОВЕДОВАТЬ ЕРЕСЬ или организует раскольническое общество, ОН ТЕМ САМЫМ НЕ ЛИШАЕТСЯ ЕЩЕ ПРАВА СОВЕРШАТЬ РУКОПОЛОЖЕНИЯ; НО ЕСЛИ БЫ ТАКОЙ ЕПИСКОП ЗА ЭТО ЖЕ ИЛИ КАКОЕ-ЛИБО ДРУГОЕ ТЯЖКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЫЛ ОСУЖДЕН СОБОРОМ И ОКОНЧАТЕЛЬНО ИЗВЕРЖЕН ИЗ СВОЕГО САНА, ОН ПОТЕРЯЛ БЫ ВСЕ СВОИ ИЕРАРХИЧЕСКИЕ ПРАВА, ПОТОМУ ЧТО ЛИШИЛСЯ БЫ БЛАГОДАТИ СВЯЩЕНСТВА И ПРАВА БЫТЬ ПОСРЕДНИКОМ ЭТОЙ БЛАГОДАТИ ДЛЯ ДРУГИХ, т.е. таковой не может более никого рукополагать, ПОТОМУ ЧТО ИЗВЕРЖЕНИЕ, РАЗУМЕЕМ КОНЕЧНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ (ΠΑΝΤΕΛΉΣ ΑΦΟΡΙΣΜΌΣ), И ЕСТЬ ТОТ КАНОНИЧЕСКИЙ АКТ, В КОТОРОМ ИЗВЕСТНОЕ ЛИЦО ТЕРЯЕТ СВОЮ СВЯЩЕННУЮ ВЛАСТЬ, принадлежащую ему до тех пор, и обращается в мирянина, каким он был до своего рукоположения».

Здесь надо обратить внимание на слова «КОНЕЧНОЕ ИЗВЕРЖЕНИЕ». Значит, есть и «НЕ КОНЕЧНОЕ»? Да, именно. Вот это-то, «НЕ КОНЕЧНОЕ» извержение и называем мы, когда говорим, что еретичествующие иерархи являются лжепатриархами и лжеепископами. «ЛЖЕ» — потому, что они проповедуют ересь и ведут послушных им слепых овец в ров погибели, но не потому, что у них уже не совершаются Таинства. Пока идет период борьбы с ересью, который продолжался в Церкви иногда 50 и 60 лет, пока не произошло осуждение ереси в том виде, в каком она проповедуется еретиками и самих еретиков на большом всецерковном соборе, Господь проявляет «икономию» по отношению к таинствам у еретичествующих иерархов ради народа, который порой не в состоянии четко разобраться в сложной церковной ситуации. Господь не тиран, который только и ждет, когда мы ошибемся, чтобы сразу швырнуть нас всех в преисподнюю. Он долготерпит, пока уляжется буря, прояснится церковный небосвод и овцы четко увидят кто есть пастырь, а кто лжепастырь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение слова хотелось бы сделать оговорку. Как в каждом слове, призывающем к ревности о чистоте веры, к прекращению поминовения еретичествующего патриарха Кирилла или Варфоломея и других еретиков, я стараюсь делать оговорку с предостережением от крайностей раскола, так и здесь необходимо сделать оговорку.

Несмотря на то, что таинства у еще не осужденных иерархов совершаются, это не должно служить нам поводом к успокоению и равнодушию к тому беззаконию, которое происходит в Церкви, к распространению всеереси экуменизма, к построению лжепатриархами и лжеепископами новой религии антихриста. Мы не должны с вами складывать оружие, данное нам Самим Духом Святым через святых отцов и Святые Соборы, спокойно почивать в «ожидании», когда же уйдет благодать из храмов и когда туда уже точно нельзя будет пойти для исповеди и причащения Святых Христовых Таин потому, что таинств там уже просто не будет. Мы не должны ждать и равнодушно наблюдать как другие, по словам преподобного Паисия Святогорца, «вытаскивают змею из норы», «змею» всеереси и новой религии антихриста.

Каждый из нас является маленькой клеточкой единого, живого церковного Богочеловеческого организма Церкви. И поскольку в этот организм попал вирус смертельной еретической болезни, каждая клеточка, по мере своих сил, должна воспротивиться этому вирусу, чтобы произошло исцеление всего организма и чтобы самой этой клеточке не погибнуть, будучи зараженной вирусом равнодушия и не отпасть от церковной полноты вместе с еретиками.

И самое совершенное и самое действенное средство в этой борьбе, которого как огня боятся еретики, это прекращение поминовения еретичествующих епископов и разрыв с ними евхаристического общения; ограждение от еретиков дополнительной внутрицерковной оградой; обличение их беззакония; пренебрежение несправедливыми их прещениями, не имеющими в данном случае никакой силы и продолжение служения Церкви каждым в своем чине и на своем месте.

Также хотелось бы заметить: все это написано не с той целью, чтобы как-то унизить, оскорбить или «пригвоздить» наших братьев во Христе, уклонившихся слишком «вправо». Все мы люди, и каждый может ошибиться. Если даже батюшка прп. Серафим Саровский говорил, что он ошибался, когда «говорил от себя, не проверив в молитве», то что говорить о всех нас? Я искренне хотел бы, чтобы отцы Алексей Мороз, Даниил Филиппов и другие их единомышленники смиренно осознали свое уклонение и вернулись в нормальное русло борьбы с ересью экуменизма. Разделению может радоваться только диавол и одержимый диаволом. Поэтому, если я кого-нибудь задел слишком резким словом, прошу прощения и у всех прошу святых молитв.

Святая Гора Афон. 25 января 2018 года. Память Свт. Григория Богослова.

Грешный монах Варсанофий Богославский

P.S. Когда, четыре дня назад, я начал писать третью, основную часть «О неразумной ревности и расколах», ко мне подошел монах из нашего братства и показал эту фотографию, которую ему прислал знакомый иеромонах. На фотографии Божественная Литургия, совершаемая одним из архиереев Русской Православной Церкви Московского Патриархата (см. фото).

Прошу у всех прощения за некое смущение. Оказалось, что фотография, поставленная мною, как иллюстрация действительности Таинств в РПЦ МП, была сделана еще до всех событий с критским собором, до встречи еретичествующего патриарха Кирилла с папой и до гаванской декларации. Никак не хотел и не собираюсь использовать иезуитский принцип, доказывать свою точку зрения при помощи лжи. Просьба ко всем, если где-то увидите в интернете смущение по этому поводу, скопируйте и перешлите туда это пояснение во избежание подозрения в лукавстве. Заранее благодарен. Ваш брат во Христе, грешный монах Варсанофий.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Преподобный Феодосий Печерский:
«Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.»

Св. Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский:
«Итак, если мы соединимся с латинянами, то мы будем отделены от Бога и подвергнемся вечному бесславию».

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

АФОНСКИЙ СТАРЕЦ ГАВРИИЛ О СИТУАЦИИ ПОСЛЕ КРИТСКОГО СОБОРА.

Опубликовано 15.08.2016

Румынский священник Киприан Иоан Стайку, который недавно посетил Афон и передает, что гонения разворачиваются уже там. Он посетил известного старца Гавриила Кутлумушского, и передает беседу, которая у него состоялась со старцем:

— Геронда, как Вы видите будущее Православия, исходя из того, что сейчас происходит?

— Если хотим спастись, тогда осудим со всей строгостью Критский Собор, который был еретическим и волчьим. Церковные каноны имеют сотерологический характер, т.е. спасительный. Те, кто собрался на Крите, ногами растоптали эти каноны, поэтому решения этого Собора нельзя принимать.
Также старец процитировал святителя Германа Константинопольского: «те, кто единомысленны с еретиками, будут иметь такую же участь с ними в аду, т.к. вместе с ними хулят Христа» [прим.dralex: с переводами святителя на русский проблематично, поэтому не нашел точную цитату].
— Геронда, а куда сейчас ходите на службу?

— Я хожу к одному из отцов по соседству, который УЖЕ не поминает еретика Патриарха Варфоломея. Возможно, кто не даст и двух копеек за этого старчика. Но мы — ДА! Мы ему целуем руки, т.к. через него говорит Христос!

Пасха 2016. Старец Гавриил Кутлумушский:

…Современные люди отверглись Закона Божиего и везде устанавливают собственные законы. Однажды Александр Великий во время боя увидел одного полководца скрывающимся в толпе от стрел. Он приблизился к трусу и спросил:
— Как твое имя?
— Александр.
— Тебе нужно или измениться — или изменить имя. Это меня зовут Александр. Но разве ты видел меня когда скрывающимся от врага?!
((Александр с греческого — защитник людей)).

Это нужно сказать и современным христианам. Или станьте подобны Христу, или измените имя!

КРАТКИЙ ОТВЕТ ОТЦУ ГЕОРГИЮ МАКСИМОВУ И ОТЦУ МЕЛХИСЕДЕКУ.

Из последнего видео ролика отца Георгия Максимова хотелось бы ответить только на один вопрос и на одно обвинение в адрес батюшки Рафаила.

ВОПРОС со стороны отца Георгия прозвучал такой: «Если в храмах, где поминают патриарха Кирилла совершаются Таинства и Сам Христос изволяет приходить в храм, то почему нельзя приходить людям?

Отвечу на вопрос вопросом. Совершались ли Таинства в храмах, где возносили имя митрополита Сергия Старогородского? Сам отвечу: да – совершались. Тогда почему священномученники Кирилл Казанский, Иосиф Петровых, Виктор Островидов не благословляли ходить в эти храмы? На этот вопрос предоставим возможность ответить отцу Георгию.

Хотя, впрочем, ответим сами, а то, вдруг отец Георгий не захочет отвечать, постисняется. Потому, что ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОМИНОВЕНИЯ ЕРЕТИЧЕСТВУЮЩИХ ИЕРАРХОВ это НЕ РАСКОЛ, – это СПОСОБ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ЕРЕСИ ВНУТРИ ЦЕРКВИ. Это еще одна ВНУТРЕННЯЯ ОГРАДА ВНУТРИ ОГРАДЫ ЦЕРКОВНОЙ (между прочим, в случае с митрополитом Сергием не было даже ереси, как таковой, его «Декларация», по сравнению с «Гаванской Декларацией патриарха Кирилла» просто «детская забава» и, тем не менее, многие разорвали евхаристическое общение с предстоятелем РПЦ, и это не помешало им стать НОВОМУЧЕНИКАМИ).

Священномученик Кирилл Казанский при некоторых определенных обстоятельствах делал и исключения и допускал к себе на службу, Исповедь и Причастие тех, кто ходит в храмы, где поминался митрополит Сергий. Он не был жестким схоластом и фанатиком. Отец Гавриил, Кутлумушский старец, «по икономии» тоже делает снисхождение мирянам и благословляет ходить в храмы, где поминается еретичествующий патриарх Варфоломей, если нет возможности пойти или поехать к священнику поминающему «всякое епископство православных».
Отец Рафаил тоже делает в некоторых случаях такие исключения для мирян, так как они полностью зависят от священства.

Но, при этом, и старец Гавриил и батюшка Рафаил говорят, чтобы миряне обязательно узнавали образ мыслей священника, у которого хотят исповедаться и причащаться. Чтобы он не был экуменистом и не был равнодушным и безразличным в вопросах веры. К таковым старцы не благословляют ходить ни на Исповедь, ни на Причасти, ни даже брать из их рук антидор и благословение.Все должно быть с рассуждением и без фанатизма.
Сейчас период борьбы с ересью. Еще не было соборного осуждения еретичествующих патриархов и епископов и такая «икономия» для мирян допустима.

И еще хотелось бы ответить иеромонаху (или игумену, не знаю) Мелхиседеку, фрагмент видео которого отец Георгий вставил в свой видео ролик.
Отец Мелхисидек спрашивает: «К КАКОЙ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ ПРИНАДЛЕЖИТ ОТЕЦ РАФАИЛ? К РУССКОЙ ОН НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ, К КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ – ТОЖЕ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ. ЗНАЧИТ ОН – РАСКОЛЬНИК» (прошу прощения, если не точно процитировал).

Отец Мелхисидек наверное уже давно читал житие преподобного Максима Исповедника и поэтому практически повторяет вопрос, заданный еретиками монофелитами преподобному Максиму Исповеднику.
Как говорит сам преп. Максим в послании к своему ученику Анастасию, ему было сказано: «КАКОЙ ЦЕРКВИ ПРИНАДЛЕЖИШЬ ТЫ? — ВИЗАНТИЙСКОЙ, РИМСКОЙ, АНТИОХИЙСКОЙ, АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ, ИЕРУСАЛИМСКОЙ? — ПОСЛУШАЙ ЖЕ, ВСЕ ОНИ, ВМЕСТЕ С ПОДВЛАСТНЫМИ ИМ ЕПАРХИЯМИ, СОЕДИНИЛИСЬ. ЕСЛИ ЖЕ ТЫ ПРИНАДЛЕЖИШЬ К КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, ТО СОЕДИНИСЬ С НАМИ, иначе, вводя в жизнь новый и странный путь, ты подвергнешься тому, чего не ожидаешь».

Преподобный на это ответил: «БОГ ВСЯЧЕСКИХ ОБЪЯВИЛ КАФОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ ПРАВОЕ И СПАСИТЕЛЬНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ В НЕГО, НАЗВАВ БЛАЖЕННЫМ ПЕТРА ЗА ТО, ЧТО ОН ИСПОВЕДАЛ ЕГО» (Мф. 16,16 – 18).

Прошу у всех прощения, благословения и святых молитв.
Грешный монах Варсанофий Богославский.

АНТИ-ЕРЕСЬ И АНТИ-РАСКОЛ
ПИСЬМО ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

Архимандриту Харлампию (Василопулосу) о поминовении Вселенского Патриарха Афинагора в 1969 году
((в двойных скобках некоторые мои комментарии))

Ваше Высокопреподобие, отец Харлампий! Насколько я мог увидеть, в нашей Церкви произошел большой шум из-за различных движений в сторону объединения, а также взаимодействия Вселенского Патриарха с папой, и я, как чадо Церкви, чувствую боль, и нахожу полезным, помимо моих молитв, послать небольшую ниточку, которая могла бы послужить для сшивания одежды нашей Матери Церкви. Я знаю, что вы окажете любовь и поделитесь этим с вашими верующими жрузьями. Благодарю вас.
Прежде всего, я хотел бы у каждого попросить прощения за то, что осмелился написать нечто, при том, что я не являюсь ни священником, ни богословом.

О ЭКУМЕНИЗМЕ.

Я надеюсь, все поймут, что это письмо не более, чем выражение моей глубокой боли о прискорбной позиции и мирской любви нашего отца, Патриарха Афинагора.
КАЖЕТЬСЯ, ОН ВЛЮБИЛСЯ В ДРУГУЮ ЖЕНЩИН, — КОТОРАЯ НАЗЫВАЕТСЯ ПАПИСТСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ, — потому что наша Православная Мать совсем не произвела на него впечатления, ведь она столь скромна. Эта любовь, которая была слышна из Константинополя, стала сенсацией для многих православных, которые в настоящее время живут в обстановке такой бессмысленной любви в городах по всему миру. Более того, ЭТА ЛЮБОВЬ В ДУХЕ ВЕКА СЕГО: семья теряет свое божественное значение именно от такого вида любви, КОТОРАЯ ИМЕЕТ ЦЕЛЬЮ РАЗРУШЕНИЕ, А НЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ.

Такую вот мирскую любовь Патриарх являет к Риму. Хотя он должен был бы, прежде всего, показать любовь к нам, своим чадам, и к нашей Матери-Церкви, — к сожалению, он направил свою любовь на сторону далече. В результате, — восторг мирских чад, которые любят сей мир, и имеют в себе эту мирскую любовь, и возмущение чад Православия, молодых и старых, которые имют в себе страх Божий.
С грустью мне приходится писать, ЧТО СРЕДИ ВСЕХ СТОРОННИКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ, КОТОРЫЕ МНЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ, Я НИ РАЗУ НЕ ВИДЕЛ ИМЕЮЩИХ ХОТЯ БЫ КРУПИЦУ ДУХОВНОСТИ. Тем не менее, ОНИ ЗНАЮТ КАК ГОВОРИТЬ О ЛЮБВИ И ЕДИНСТВЕ, ХОТЯ САМИ НЕ СОЕДИНЕНЫ С БОГОМ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЛЮБЯТ ЕГО.

Мне хотелось бы ласково попросить всех наших братьев-объединителей: поскольку вопрос объединения Церквей есть нечто духовное, и мы нуждаемся в духовной любви, то ДАВАЙТЕ ОСТАВИМ ЕГО ДЛЯ ТЕХ, КТО ИМЕЕТ ВЕЛИКУЮ ЛЮБОВЬ К БОГУ И ЯВЛЯЕТСЯ БОГОСЛОВОМ, ПОДОБНЫМ ОТЦАМ ЦЕРКВИ, а не «законником»; тем, кто всецело посвятил себя служению Церкви, а не просто покупает большие свечи; И ТЕМ, КТО ВОЗЖИГАЕТ ОГОНЬ ЛЮБВИ К БОГУ, А НЕ ЗАЖИГАЮЩЕМУ СВЕТИЛЬНИК ПОНОМАРЮ.

Мы должны признать, что существуют не только природные, но и духовные законы. Так, что БУДУЩИЙ ГНЕВ БОЖИЙ НЕ ОТВРАТИТЬ ПУТЕМ СОБИРАНИЯ ВМЕСТЕ ГРЕШНИКОВ (ИБО ТОГДА МЫ ПОЛУЧИМ ДВОЙНОЙ ГНЕВ), НО — ПОКАЯНИЕМ И СЛЕДОВАНИЕМ ЗАПОВЕДЯМ ГОСПОДА.
Также мы должны помнить, что наша Православная Церковь не имеет никакого недостатка. Лишь кажущуюся нехватку трезвомысленных иерархов и пастырей со святоотеческим мышлением. «Мало избранных» (Мф.22:14).
Однако, это не должно служить к огорчению.ЦЕРКОВЬ – ЕСТЬ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА, И ОН УПРАВЛЯЕТ ЕЮ. ЭТО НЕ ХРАМ, ПОСТРОЕННЫЙ ВЕРУЮЩИМИ ИЗ КАМНЕЙ, ПЕСКА И ЦЕМЕНТА, КОТОРЫЙ ЗАТЕМ СОЖГЛИ ВАРВАРЫ; ЦЕРКОВЬ – ЭТО САМ ХРИСТОС. «И ТОТ, КТО УПАДЕТ НА ЭТОТ КАМЕНЬ, РАЗОБЬЕТСЯ, А НА КОГО ОН УПАДЕТ, ТОГО РАЗДАВИТ» (Мф.21:44). Когда Господь сочтет нужным, Он пошлет новых Марка Эфесского и Григория Паламу, чтобы объединить всех смущенных наших братьев, исповедовать Православие, укрепить Предание и даровать великую радость нашей Матери Церкви.

О РАСКОЛЕ.

В прежние времена, как мы знаем, многие верующие чада нашей Церкви, монашествующие и миряне, к сожалению, ОТДЕЛИЛИСЬ ОТ НЕЕ ИЗ-ЗА ОБЪЕДИНИТЕЛЕЙ. По моему мнению, отделяться от церкви каждый раз, когда патриарх совершает ошибку, — дело совсем негодное. Быть вместе с Матерью-Церковью – это долг и обязанность каждого ее члена, ЧТОБЫ ПО-СВОЕМУ БОРОТЬСЯ ЗА БЛАГОЧЕСТИЕ. Прекратить же поминовение патриарха, ОТКОЛОТЬСЯ, СОЗДАТЬ СОБСТВЕННУЮ ЦЕРКОВЬ и продолжать оскорбительно говорить о патриархе – это, я полагаю, бессмысленно.
Если из-за того или иного приключившегося отклонения патриарха, мы отделяемся и СОЗДАЕМ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ЦЕРКВИ – ОТ ЧЕГО ГОСПОДЬ ДА СОХРАНИТ НАС! – мы уподобимся протестантам. УЙТИ ЛЕГКО, А ВЕРНУТЬСЯ ТРУДНО. К сожалению появилось много «церквей» в наше время, созданных или большими группами, или даже всего одним человеком, поскольку для некоторых достаточно иметь храм в своей каливе (я говорю о вещах, которые происходят здесь, на Святой Горе), чтобы решиться СОЗДАТЬ СОБСТВЕННУЮ НЕЗАВИСИМУЮ ЦЕРКОВЬ.
ЕСЛИ ОБЪЕДИНИТЕЛИ НАНОСЯТ ЦЕРКВИ ОДНУ РАНУ, ТО ОТДЕЛЯЮЩИЕСЯ НАНОСЯТ ДРУГУЮ.

((Небольшой комментарий: Преподобный Паисий здесь не отвергает совершенно прекращение поминовения патриарха, как метод «борьбы за благочестие». Он и сам не поминал патриарха Афинагора в течение трех лет. Но он с болью предостерегает от того, чтобы «отколоться и создать собственную церковь», как это сделали «зилоты-старостильники», насоздавав более двадцати «синодов» и непрерывно предавая друг друга «анафемам»)).

Давайте молиться, чтобы Бог просветил всех нас, включая нашего патриарха Афинагора, чтобы прежде произошло объединение этих «церквей» ((то есть раскольников, ушедших из Церкви)); чтобы установилось спокойствие среди смущенной православной паствы, чтобы мир и любовь царили между Православными Церквами. А затем давайте думать и о единении с другими «исповеданиями», — НО ТОЛЬКО ЕСЛИ ОНИ ИСКРЕННЕ ПОЖЕЛАЮТ ПРИНЯТЬ ПРАВОСЛАВНОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ.

О ЗЛОБНОЙ КРИТИКЕ.

Я хотел бы также сказать, СУЩЕСТВУЕТ ЕЩЕ ОДНА, ТРЕТЬЯ ГРУППА, В НАШЕЙ ЦЕРКВИ. Это братья, которые остаются в Церкви как ее чада, но не имеют духовного согласия между собой. Они тратят свое время на то, ЧТОБЫ КРИТИКОВАТЬ ДРУГ ДРУГА, а не на то, ЧТОБЫ ВМЕСТЕ ТРУДИТЬСЯ РАДИ ОБЩЕГО БЛАГА. Один следит за другим (больше, чем за самим собою), чтобы узнать, что тот скажет или напишет, и тут же пригвоздить его. Однако если бы сам он сказал или написал то же самое, то, несомненно, изыскал бы в свою поддержку множество цитат из Священного Писания и отцов.

((Эти слова преп. Паисия характерны тем, что в полемике и, вообще, в любого рода богословских диалогах, можно опираться на Священное Писание и Предание Церкви; засыпать собеседника множеством святоотеческих цитат, но не иметь мирного духа, то есть Духа Святаго. Батюшка Кирилл Павлов говорил: «если ты даже на 100% прав, но не имеешь мирного духа, уходи, не говори ничего. Только когда полностью успокоишься, можно с любовью и кротостью поговорить с ближним». На мой взгляд, нам всем, в большей или меньшей мере, не хватает именно мирного духа. Именно ради этого я захотел поместить здесь это письмо преп. Паисия, как напоминание нам в собеседованиях. Простите)).

Огромный вред происходит от этого, ибо, в то время как один задевает своего соседа, другой бьет его в ответ на глазах всех верующих. И очень часто от этого неверие поселяется в душах слабых, ибо их возмущают такие люди. ((Это, на мой взгляд, одна из главных причин, почему многие миряне, священники а может быть и епископы, боятся «непоминания». Я несколько раз слышал: «Да они там все сумасшедшие, фанатики, злые как собаки. Я не вижу за кем идти. За ними я точно не пойду»)). К СОЖАЛЕНИЮ НЕКОТОРЫЕ ИЗ НАС ПРЕДЪЯВЛЯЮТ БЕЗСМЫСЛЕННЫЕ ПРЕТЕНЗИИ К ДРУГИМ. МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ОНИ СООТВЕТСТВОВАЛИ НАШЕМУ ДУХОВНОМУ УСТРОЕНИЮ. ИНЫМИ СЛОВАМИ, КОГДА КТО-ТО НЕ СОВПАДАЕТ С НАМИ ПО ХАРАКТЕРУ, КАЖЕТСЯ НАМ СЛИШКОМ МЯГКИМ ИЛИ СЛИШКОМ СТРОГИМ, ТО МЫ НЕМЕДЛЕННО ПРИХОДИМ К ВЫВОДУ, ЧТО ОН НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДУХОВНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ.

МЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ЦЕРКВИ. ВСЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ, КАК МЯГКИЕ, ТАК И СТРОГИЕ, СЛУЖИЛИ ЕЙ. ПОДОБНО ТОМУ, КАК ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА НУЖНО И СЛАДКОЕ, И СОЛЕНОЕ, И ГОРЬКОЕ И КИСЛОЕ, ТО ЖЕ САМОЕ И ДЛЯ ЦЕРКВИ. ВСЕ НЕОБХОДИМЫ. ОДИН ДУХОВНО ДОПОЛНЯЕТ ДРУГОГО, И ВСЕ МЫ ОБЯЗАНЫ ТЕРПЕТЬ НЕ ТОЛЬКО ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОГО СКЛАДА, НО И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СЛАБОСТИ КАЖДОГО ИЗ НАС.

Я снова искренне прошу прощения у всех за то, что осмелился писать. Я лишь простой монах и мое дело – стремиться, насколько могу, совлечь с себя ветхого человека, и молитвою к Богу помогать другим и Церкви. Но поскольку тревожные вести, касающиеся нашего Святого Православия, достигли даже моей отшельнической кельи, я очень болезновал, и счел нужным написать то, что почувствовал. Давайте будет молиться о том, чтобы Господь даровал Его благодать, и пусть каждый из нас поспособствует, как сможет, славе нашей Церкви.

С великим уважением ко всем, Монах Паисий, Святая Гора Афон, 23 января 1969 г.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Единственная власть от Бога - Православная монархия.

Loading ... Loading ...

Утверди Боже.

Выхожу один я на дорогу

Русская Женщина.

ПОКАЯНИЕ.

Путин о Царе.

ЗА РУССКОЕ СОЛНЦЕ.

Пандемии ЛЖИ.

Богоносная Россия.

Ювенальная юстиция.

Сербия Россия.

Архивы